Posted 26 апреля, 14:26

Published 26 апреля, 14:26

Modified 26 апреля, 14:26

Updated 26 апреля, 14:26

История и будущее петрозаводского троллейбуса

Петрозаводский троллейбус: хроника взлётов и падений

26 апреля 2024, 14:26
Фото: Дарья Тур / karelinform.ru

История и будущее петрозаводского троллейбуса

В апреле отмечается День рождения российского троллейбуса — в 1902 году петербуржцы стали первыми жителями России, увидевшими воочию новый вид общественного транспорта. В Петрозаводск троллейбусы доехали спустя почти 60 лет, но до сих пор остаются основным и любимым многими горожанами транспортом.

Медленный старт

Запуск троллейбусной линии в Петрозаводске откладывался несколько раз. Первые проекты по введению электротранспорта в городе появились ещё до Великой Отечественной, но из-за начала войны их реализация была остановлена. Сразу же после победы, в 1945 году, планы по подготовке города к пуску троллейбусов возобновили. На тот момент в Петрозаводске практически не было благоустроенных дорог, которые были необходимы для курсирования транспорта, поэтому одним из первых этапов стала реконструкция городских улиц и прокладка брусчатки и асфальта на проезжей части.

С 1947 года стартовало строительство используемого и сейчас троллейбусного депо на улице Московской: на него потратили почти пять лет и несколько миллионов рублей. Остальная инфраструктура для нового общественного транспорта появлялась довольно медленно — в послевоенные годы необходимо было параллельно ещё и восстанавливать жилой фонд и другие значимые объекты города.

Первые троллейбусы появились на улицах Петрозаводска в августе 1961 года — новенькие «ЗиУ-5» поначалу обкатывали на технических рейсах. А уже 5 сентября того же года петрозаводчане приветствовали новый городской транспорт, современный и безопасный. Радостный день для всех жителей столицы республики запечатлели в киножурнале «Советская Карелия».

Маршрут №1, существующий до сих пор, тогда был существенно короче — кольцевая линия начиналась на площади Кирова, откуда троллейбусы двигались по Вытегорской улице (сейчас она называется улицей Правды) до проспекта Урицкого (нынешнего Александра Невского). Замыкался круг после поворота маршрута на улице Луначарского обратно в сторону Кирова.

Это была лишь первая очередь маршрута — впоследствии, спустя ещё два этапа строительства, троллейбусы дошли до улицы Онежской флотилии. Таким же образом появлялись и остальные линии — в несколько очередей.

К 1990-м троллейбусы ходили почти во все жилые районы Петрозаводска. Также в городе начали возведение второго троллейбусного депо на Кургане. К сожалению, время для осуществления проекта выпало неудачное — под конец Перестройки финансирование города сильно сократилось, поэтому новое депо так и не открылось.

Троллейбус — современный транспорт?

С начала 2010-х в городах России исчезают троллейбусы — власти многих населённых пунктов определяют этот вид транспорта как «устаревший». Троллейбусное сообщение закрыли в 19 городах, в числе которых Москва (столичный троллейбус до 2015 года обладал крупнейшей сетью в мире), Архангельск, Тюмень и Белгород. На место троллейбусов обещали закупить электробусы, более технологичный аналог электротранспорта. Однако стоимость таких машин в несколько раз выше, поэтому в большинстве городов на бывших троллейбусных маршрутах появляются обычные автобусы.

Петрозаводский троллейбус эта тенденция не коснулась, хотя серьёзные проблемы он испытывал не раз. Предприятие, заведующее электротранспортом в городе, оказывалось на грани банкротства, а руководители сменялись один за другим. Выйти на самоокупаемость ему не удалось и по сей день, поэтому часть расходов по содержанию троллейбусной системы несут на себе власти Карелии.

Фактическая стоимость одного проезда составляет около 57 рублей, но билет обходится пассажирам в 38 рублей — разницу покрывает субсидия. Несколько маршрутов были приостановлены или вовсе отменены. Сейчас в Петрозаводске действует 4 постоянных маршрута и ещё 2, работающих в определённые временные промежутки (троллейбус №8 ходит только по будням в часы пик, а маршрут №7А работает на время ремонта школы на Ключевой).

Состояние подвижного состава часто подвергали критике горожане — многие годы по Петрозаводску ходили не самые новые троллейбусы. В последнее время администрация столицы Карелии взялась за обновление троллейбусного парка и в 2024 году закупила 27 новых машин.

«Все новые троллейбусы выйдут на работу до конца лета этого года, их модель вологодского производства „Транс-Альфа“ уже знакома горожанам, но теперь она появится со внесёнными обновлениями. В машинах будет более эффективное отопление, герметичные окна и двери и даже специальный прибор, показывающий уровень усталости водителя», — рассказали в троллейбусном управлении.

Несколько машин из новой партии уже вышли на улицы города, однако один из троллейбусов уже расстроил петрозаводчан — у него сломались двери через два дня после выхода на линию.

Стартовавшая в 2023 году транспортная реформа в Петрозаводске предполагает не только расширение и обновление парка троллейбусов, но и пересмотр существующих маршрутов. К примеру, в будущем планируется связать троллейбусным сообщением улицы Чистая и Заводская, но для осуществления этого необходимы специальные машины, которые способны часть пути двигаться без электропроводов. Пока что в городе таких троллейбусов нет.

Также после окончания ремонта Лобановского моста предполагается, что троллейбусы №3 и №6 снова начнут курсировать через переправу, как это было до 2018 года. Возможно и возрождение старых маршрутов — троллейбус №7, когда-то ходивший с улицы Корабелов до Хейкконена, может снова появиться на транспортной карте города.

Изменения в троллейбусном сообщении несомненно назрели уже давно — петрозаводчане регулярно выражают недовольство качеством общественного транспорта в городе. Однако говорить о первых результатах реформы пока рано, особенно, по части троллейбусного сообщения. К сентябрю на линии выйдут все новые машины, закупленные администрацией города, но это только первый этап изменений. Когда будут вноситься изменения в маршруты, сказать определённо нам не смогли.

"