Интервью
Фото: Медиахолдинг 1Mi

Национальные проекты «спасут» образование Карелии

21 июля, 11:24

За счет финансирования в рамках нацпроектов «Демография» и «Образование» в Карелии планируют решить вопрос со вторыми сменами в школах и очередями в детсады для детей до 3 лет. О проблемах в школах и детсадах мы поговорили с новым министром образования Романом Голубевым.

Какая, по вашему мнению, на сегодняшний день главная проблема системы образования в Карелии?

Чтобы говорить о проблемах, нужно понимать, какие задачи сейчас стоят и как их достигать. В этом году стартовала реализация нацпроекта «Образование». Задач много: развитие инфраструктуры и создание современных условий для обучения, формирование системы непрерывного профессионального роста педагогов и совершенствование их подготовки. В целом, республика неплохо выглядит на фоне других регионов России с точки зрения результатов сдачи ЕГЭ, участия в олимпиадном движении и по очень многим другим показателям. Но, чтобы выдерживать планку и решать новые задачи, нужно приложить немало усилий.

Есть ли в Карелии дефицит педагогических кадров?

У нас сегодня более 300 вакансий учителей. В республике обновляется кадровый состав педагогов, в целом, процент молодых учителей – 11%. Это педагоги со стажем до пяти лет. К началу нового учебного года обычно решается вопрос трудоустройства учителей, в том числе выпускников, или замещения/совмещения ставок педагогами и перераспределения нагрузки. В районах Карелии проблема с педагогами может быть связана с удаленностью поселка и малочисленностью жителей. Но если мы посмотрим по направлениям, то ситуация везде примерно одна и та же – дефицит учителей начальных классов, английского и других иностранных языков, информатики, математики, русского языка и литературы.

Каким образом планируется решить эту проблему?

Не надо забывать, что по новым требованиям не обязательно быть выпускником педагогического ВУЗа, чтобы работать учителем в школе, например, филолог может преподавать русский язык и литературу. Сейчас вносятся поправки в федеральное законодательство, которые позволяют студентам во время обучения начинать работать в школе. Это отчасти поможет решить проблему.

Кроме того, сегодня педагогам уже оказывается ряд мер поддержки. Например, подъемные 20 000 рублей для молодых учителей, отработавших год в сельской местности и предоставление земельных участков под ИЖС. Также сельские учителя имеют право на возмещение в полном объеме стоимости найма жилья и коммунальных расходов.

В ближайшем будущем, а именно в 2020 году должна начать работу федеральная программа «Земский учитель». По данной программе педагогу в возрасте до 55 лет будет выплачиваться «подъемный» миллион рублей при трудоустройстве в школу, которая располагается в населенном пункте численностью менее 50 000 человек. Также в СМИ обсуждается возможность по льготной ипотеке для педагогов. Я думаю, что 2020 год – вероятный срок начала реализации и этого механизма поддержки.

Сколько сегодня в среднем получают педагоги в школах? Жалуются ли молодые учителя на маленькие зарплаты? Из чего она обычно формируется?

Сегодня в среднем по региону зарплата учителя 35 500 рублей, и этот показатель в республике соблюдается. Если говорить о молодых педагогах, все зависит от нагрузки. Если педагог ещё и классный руководитель, и участвует активно в тех процессах, за которые начисляются стимулирующие выплаты, то это отразится и на зарплате. Конечно, всегда хочется большего. Тем не менее, рост зарплат неразрывно связан с ростом экономики в регионе.

Сколько школ и детских садов за последний год подверглись процедуре реорганизации в той или иной форме?

У нас происходят реорганизации, которые чаще всего связаны с присоединением юридических лиц. Например, несколько детских садов на одной территории в небольшом городе объединяют в одно юрлицо, и понятно, что это не влияет на количество воспитателей и на количество детей, они продолжают ходить в те же здания, к тем же воспитателям. Когда речь идет о реорганизации – массовых и серьезных сокращений нет, часть сотрудников выходит на пенсию. Где-то за счет процедур реорганизации могут решать и вопросы дефицита кадров. Такого рода реорганизация позволяет сэкономить на административном персонале, на закупках товаров и услуг. По садам за текущий год произошло восемь таких процедур по всей республике, со школами – пять. Сегодня средства республиканского бюджета, которые выделяются на общее и дошкольное образование, зависят от количества детей, поэтому сэкономленные средства должны направляться непосредственно на образовательный процесс.

Сколько на данный момент в регионе малокомплектных школ? Сколько детей в них обучается в среднем? Что власти региона планируют с ними делать: ждет ли их закрытие или реорганизация, есть ли там возможности для развития?

Всего на сегодня 44 малокомплектные школы, где учатся около 1700 детей. Нацпроект «Образование» направлен на развитие и городских, и сельских школ. Поэтому возможности для создания условий по занятию физической культуры и спортом, для формирования цифровой образовательной среды через приобретение современного цифрового оборудования и проведения высокоскоростного интернета будут у всех.

Мы знаем, что сейчас в Пряжинском районе идет присоединение Крошнозерской и Савиновской начальной школы к Ведлозерской, но о ликвидации речи не идёт. Во-первых, мы должны понимать, что в случае с малокомплектными школами, должно учитываться мнение жителей. Во-вторых, ни одно образовательное учреждение не может быть ликвидировано без решения соответствующей комиссии по оценке последствий реорганизации. Поэтому любое решение тщательно рассматривается. По итогу общественного и профессионального обсуждения оно может быть не принято или принято иным образом, как это произошло Пряжинском районе.

Почему правительство в некоторых случаях с детскими садами принимает решение в пользу семейных дошкольных групп?

Такая форма реализуются в нескольких населенных пунктах, это не очень массовое явление. Тем не менее, мы понимаем сегодня, что не всегда есть возможность иметь целое образовательное дошкольное учреждение, если в населенном пункте всего несколько дошкольников. Я был недавно в Суоёки, в поселке Суоярвского района, где пообщался с помощником воспитателя семейной дошкольной группы. Там из пяти детей двое – её дети. В жилом доме есть помещение с удобствами, туалетом, кухней, с детьми работает воспитатель, и они находятся в шаговой доступности от места проживания. В данном случае решается основная задача по присмотру и уходу за детьми.

Какие планы у Министерств образования Карелии по развитию образования в регионе на ближайшие пять лет? Какой объем финансирования запланирован?

Расходы на образования в Карелии – это 20% расходов всего республиканского бюджета. Субвенция, которая выделяется органам МСУ на реализацию программ дошкольного и общего образования из республиканского бюджета, растет. До 2024 года мы должны получить очень серьезные суммы в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография». Для Карелии на ближайшие три года уже подтверждено финансирование в размере 4,1 млрд. рублей. Мы ожидаем, что осени эта сумма ещё увеличится за счет участия в отборах Министерства просвещения России.

На что пойдут эти средства?

Они помогут нам решить вопрос со строительством дошкольных организаций, а это значит, что к 2021 году очередь для детей в возрасте до 3 лет будет полностью ликвидирована. В Петрозаводске к 2021 году появится 1930 мест для дошкольников. Также детские сады будут строиться в Прионежском, Питкярантском, Олонецком, Сортавальском районах. Сегодня очередь для детей до 3 лет есть в Петрозаводске, Прионежском и Сортавальском районах.

С детсадами все ясно, а что со школами? Будут ли строиться новые и удастся ли когда-нибудь решить проблему со второй сменой?

По школам проблема серьезнее. Порядка 2500 школьников учатся во вторую смену, и основное их количество – в Петрозаводске. Строительство школы на 1350 мест значительно улучшит этот показатель, в 2021 году школа уже откроет свои двери. Также вторая смена есть в Сортавале и Медвежьегорске. Мы планируем заявляться на строительство школ и в этих городах. Также планируется построить школу в Кеми на 1200 мест до конца 2020 года и Деревянке на 200 мест в 2021 году.

Сколько образовательных учреждений сейчас нуждается в ремонте, и какие объемы средств запланированы на эти цели?

Большинство школ у нас были построены достаточно давно. На сегодняшний день не меньше половины общеобразовательных учреждений нуждаются в том или ином ремонте кровли, фундаментов, полов. Ежегодно республика выделяет МСУ средства на приведение школ в нормативное состояние и на устранение предписаний надзорных ведомств. В этом году дополнительно выделены 100 млн. рублей на замену теплоузлов на регулируемые автоматические, что позволит в перспективе экономить средства районных бюджетов на тепле. Далее по поручению главы мы уже будем планировать средства и на другие мероприятия по энергосбережению: современные окна, ремонт кровель и утепление фасадов. Также выделяются деньги, например, на проведение ремонтов в 56 общеобразовательных организациях муниципальным районам было выделено 148 млн. рублей. Содержание зданий школ и детских садов – это полномочия органов МСУ, но поддержка из республиканского бюджета очень серьёзная.

В чем сейчас особенно нуждаются образовательные учреждения республики: оснащение спортзалов, техникой или чем-то другим? Насколько получается восполнять эти нужды?

Это современное оборудование и техника, условия для занятий физической культурой и спортом, системы контроля доступа и видеонаблюдения и т.д. На данный момент в 23 школах республики запланирован ремонт и дооснащение спортивных площадок и спортзалов. Я бы выделил отдельно средства обучения, связанные с предметными областями, такие как технология, химия, физика. На это есть и спрос, и мы постараемся максимально привлечь средства в рамках национальных проектов.

Если говорить о транспортной доступности образования в сельской местности. Сколько детей сейчас попадает в школу на школьных автобусах? Когда в последний раз обновлялся этот автопарк, сколько автобусов он насчитывает, ждать ли ещё пополнения?

У нас сегодня почти 3000 детей находится на подвозе, который обеспечивают более 100 автобусов. Подвоз учеников, особенно старших классов – это та возможность обеспечить качество образования с одной стороны, и доступность – с другой. За последние три года было приобретено несколько десятков автобусов. Мы понимаем, что они ежедневно эксплуатируются, поэтому потребность в обновлении есть и будет постоянно. Сейчас мы как раз прорабатываем этот вопрос: четыре новых автобуса будут приобретены в этом году. Ещё мы подали заявку на 31 автобус стоимостью около 70 млн. рублей по линии Министерства просвещения РФ.

Планируется ли ремонтировать дороги к сельским школам? Автобусы это один вопрос, но если к школе даже не подъехать… Есть ли конкретные планы на ремонт дорог?

У нас есть специальные маршруты следования школьных автобусов. С Министерством транспорта мы работаем в тесном контакте. Коллеги в курсе и соответствующая задача поставлена и главой республики, чтобы в нормативном состоянии максимально поддерживать наши школьные маршруты. Из года в год, конечно, транспортная сеть таких маршрутов постепенно улучшается. Школьный маршрут – приоритет развития транспортной сети.

Рассматривается ли в регионе возможность дистанционного получения школьного образования по предметам, которые не могут преподавать в сельских школах ввиду отсутствия учителей, например?

Такой опыт в регионе был. Но здесь есть несколько моментов. Во-первых, нам нужно совершенствовать нормативно-правовую базу. Во-вторых – это установка высокоскоростного интернета и современного оборудования. Но увлекаться этим не надо. Никогда дистанционная форма не заменит живого учителя. Однако активно применять, безусловно, будем, особенно в ключе формирования современной цифровой образовательной среды.

Стоит ли в республике вопрос о качестве подготовки педагогического состава? Как часто родители обращаются в Министерство с жалобами на плохую квалификацию или недостойное/неправильное поведение учителей?

К счастью, это нечасто происходит. Надо понимать, что сегодня у нас 70 000 детей посещают школы. Жалобы есть, но они единичные. Разные ситуации бывают, приходится в каждой из них индивидуально разбираться. Имеют место быть и обычные эмоции, недопонимание, недоговоренности. Часто это чисто человеческий фактор. Но в каких-то отдельных случаях, которые опять-таки единичны, приходится принимать определенные решения.

Участвует ли Правительство в решении вопроса организации записи в первые классы? Родители жалуются на абсолютно сумасшедшую систему уже который год: очереди у школ, длинные списки, ночные дежурства. Когда удастся решить этот вопрос? Есть ли конкретные пути решения проблемы?

Задача на данный момент – обеспечить именно технологическую возможность массовой и одномоментной записи в первые классы. Поэтому мы сейчас продолжаем работать со специалистами, которые разрабатывают соответствующий технологический продукт. Задача такая стоит – увеличить количество школ и обеспечить техническую возможность выполнения данной задачи. Осенью 2019 года запланировано тестирование электронной записи в первые классы на 2020/2021 год, по результатам которого будет понятно, насколько система готова к запуску.

Насколько актуальна сейчас проблема с поборами в школах, когда родителей заставляют сдавать деньги на какие-то нужды школы (на ремонт класса, в фонд класса, на методические пособия)?

Юридически это абсолютно неприемлемо. Если у родителей есть желание сформировать школьные фонды, то некоторые создают некоммерческие организации и самостоятельно собирают средства - это их право. Но со стороны администрации школы и педагогического персонала таких просьб поступать не должно. Если мы видим соответствующие обращения, то мы их всегда прорабатываем. Опять-таки массовых жалоб нет.

Как обстоят дела с преподаванием в школах религии? Возникают ли вопросы у родителей?

Да, в школах у нас преподают основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Здесь родители выбирают, что будет изучать ребенок. Например, православие выбирают около 20% родителей, 65% - основы светской этики, остальные же направления выбирают гораздо реже. Доля родителей, выбирающих основы православной культуры, увеличивается с каждым годом.

Насколько успешно в Карелии школьники сдают ЕГЭ?

В 2019 году порадовало количество стобальников – их уже 22. Трое обучающихся сдали сразу два экзамена по 100 баллов – такого не было уже два года. Из 22 стобальников – 8 – по русскому языку. В Петрозаводске 16 стобальников, также они есть в Сортавальском, Кондопожском, Питкярантском и Прионежском районах. Отмечен рост результатов по профильной математике, что, на мой взгляд, связано с внедрением концепции математического образования.

Всегда ли родителям приходится обращаться за помощью к репетиторам? Почему не справляются школы?

Сегодня много возможностей для освоения образовательной программы качественно, самостоятельно и без дополнительных трат. Наверное, кому-то с репетиторами проще и комфортнее, но сегодня существует огромное количество официальных интернет-порталов, которые разработаны учреждениями и институтами подведомственными Рособрнадзору, где есть и демонстрационные экзамены, и видео материалы для подготовки. В принципе, если школа дает образовательную программу, соответствующую ФГОС и всем требованиям, педагог ответственно подходит к исполнению своих обязанностей, а ученик сознательно подходит к своему обучению, то ЕГЭ можно сдать очень успешно.

Как вы оцениваете эффективность такого рода экзаменов? Возможно ли, что в будущем такой формат единого экзамена как-то изменится?

ЕГЭ решил задачу расширения доступа к столичным и престижным вузам для всех выпускников вне зависимости от их места проживания. С точки зрения прозрачности процедур, все достаточно ясно и понятно, нет сомнений в честности. Можно о чем-то спорить, но эта система стабильна. В следующем году серьезных изменений не планируется. Школьники могут спокойно учиться, понимая, в какой форме будет проводиться государственная итоговая аттестация, и как к ней подготовиться.